НАШ СОВРЕМЕННИК
Очерк и публицистика
 

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ, ЗАРИНА АЮМОВА

РОССИЯ И ВТО:
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПОТЕРИ

 

Переговоры по присоединению России к ВТО постепенно приближаются к заключительной стадии, и в ближайшей перспективе ожидается принятие России в члены этой организации. Завершается подготовка итогового документа Рабочей группы, в котором будут изложены все обязательства, принимаемые нашей страной.

Принятие решения о вступлении России в ВТО должно основываться на оценке баланса положительных и отрицательных последствий этого шага, который определяется конкретными условиями присоединения. Присоеди­нение к ВТО предполагает получение не только преимуществ, но и принятие на себя обязательств. С одной стороны, создаются равные условия для российского бизнеса на рынках иностранных государств, появляются инстру­менты устранения дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг. А с другой стороны, Российское государство гарантирует соблюдение правил и норм ВТО, предусматривающих открытие отечественного рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных товаропроиз­водителей.

1. Оценка последствий

 

Последствия присоединения России к ВТО коснутся не только внешне­экономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок. Другие, зависимые от государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов (например, машиностроение), могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищенности внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобре­таемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.

Вступление в ВТО предполагает изменение законодательства нашей страны, которое должно соответствовать обязательным для всех государств-членов правилам и нормам. По оценкам экспертов, эти изменения касаются более 1000 законодательных и нормативных актов. И хотя, в основном, российское законодательство уже приведено в соответствие с нормами ВТО, остаётся значительная зона неопределённости.

1.1. Последствия снижения импортного тарифа

 

Наиболее широко обсуждаемым требованием ВТО к России является снижение ставок импортных пошлин до уровня, существующего в развитых странах. В настоящее время средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре оценивается в 13,05% (поясни­тельная записка к Государственному бюджету на 2005 г., с. 20) по сравнению с 3—5% по странам — членам ВТО. Иными словами, в России уже достигнут достаточно высокий уровень открытости внутреннего рынка. Фактически для большинства отраслей существующие ставки импортного тарифа не играют какой-либо протекционистской роли, а выполняют главным образом фис­каль­ные функции.

Дальнейшее снижение импортного тарифа на несколько процентных пунктов, ожидаемое по условиям присоединения к ВТО, едва ли отразится существенным образом на конкурентоспособности большинства отечест­венных товаропроизводителей. Во всяком случае, это влияние будет меньше последствий колебаний курса рубля, который после трёхкратного снижения в 1998 году растёт в реальном выражении на 5—7% в год.

Действительно, как показывает анализ влияния снижения импортного тарифа на динамику производства, ожидаемые изменения объёмов промыш­лен­ного производства в большинстве отраслей отечественной промыш­ленности невелики (см. таблицу).

 

 

 

Возможное изменение объёмов производства

в рамках варианта посте­пен­ного изменения импортных пошлин

по сравнению с действующими ставками (в %)

 

 

                                                                Действующая   Конечный      Изменение                                                                                                  пошлина         уровень    пр-ва                                                                                                       связывания           

Металлургия

Прокат листовой, т                                         5                6,06          0,002

Трубы стальные, т                                        11,98          12,32          0,011

Химическая промышленность

Сера, т                                                          6,92            6,92          0,000

Удобрения азотные (без сложных), т            10                6,5         –0,003

Удобрения калийные (без сложных), т          10                6,5          –0,0001

Средства моющие синтетические, т              12,4              9,67        –0,165

Спирты бутиловый и изобутиловый, т             5,25            6,32          0,007

Шины для грузовых автомобилей, шт.             9,1              9,01        –0,001

Шины для легковых автомобилей, шт.            9,1              9,01        –0,001

Машиностроение

Краны на автомобильном ходу, шт.                 7,49            6,51        –0,019

Вагоны грузовые магистральные, шт.              9,07          10,78          0,097

Вагоны пассажирские магистральные, шт.      9,07          10,78          0,045

Станки металлорежущие, шт.                         7,49            6,51        –0,004

Станки сверлильные, шт.                               7,49            6,51        –0,096

Автомобили грузовые, шт.                            15,26          17,21          0,034

Автомобили легковые, шт.                            15,26          17,21          0,956

Автобусы, шт.                                              15,26          17,21          0,084

Тракторы общего назначения, шт.                15,26          17,21          0,089

Бульдозеры, шт.                                            7,49            6,51        –0,059

Мотоциклы, шт.                                            15,26          17,21          0,118

Холодильники и морозильники, шт.                 7,49            6,51        –0,051

Машины стиральные, шт.                               7,49            6,51        –0,024

Телевизоры, шт.                                            9,66            6,48        –1,781

                                                                Действующая    Конечный     Изменение                                                                                                  пошлина         уровень    пр-ва                                                                                                       связывания           

Лесная и бумажная

промышленность

Фанера клееная, м3                                     16,32          13,62        –0,011

Плиты древесностружечные, м3                    16,32          13,62        –0,061

Промышленность
     строительных материалов

Материалы мягкие кровельные

и изоляционные, тыс. м2                              13, 57         12,9          –0,009

Лёгкая промышленность

Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м.      7,85            7,52        –0,001

Ткани готовые шерстяные, пог. м                 14,75          13,42        –0,023

Платья, шт.                                                  18,86          20,51          0,381

Кожтовары жесткие, тыс. дм2                       19,88          17,56        –0,019

Обувь с верхом из натуральной кожи, пар     13,86          20,59          0,640

Пищевая промышленность

Хлеб ржаной из обойной,

обдирной и сеяной муки, т                            11,83          17,36          0,027

Водка и ликёро-водочные изделия, дкл         18,88          41,34          6,973

Вина виноградные, дкл                                 18,88          41,34        15,148

Пиво, дкл                                                     18,88          41,34          0,029

Говядина, т                                                  19,39          57,77          1,976

Мясо птицы, т                                              19,39          57,77          9,944

Изделия колбасные варёные, т                     18,28          40,16          0,251

Продукты кисломолочные, т                          15               32,2            0,243

Масло сливочное, т                                      15               32,2            2,486

Рыба, т                                                        18,28          40,16          3,364

Мука пшеничная, т                                       10               13,78          0,021

 

 

Наибольшее снижение производства вследствие вытеснения отечест­венных товаров импортными в связи с планируемым снижением импортного тарифа будет наблюдаться в машиностроении — до 3%. Незначительное изменение производства возможно в металлургии — от 0,01% до –0,30%, в химической промышленности — от –0,1% до –0,4%.

Следует также иметь в виду, что планируемое по условиям присоединения к ВТО снижение импортного тарифа до конечного уровня связывания будет растянуто во времени на согласованный с партнёрами по ВТО период, в течение которого уровень ставок может даже повыситься. Так, в будущем году ожидается увеличение средневзвешенной ставки импортных пошлин до 13,26%. Планируемое в дальнейшем снижение импортных пошлин может быть компенсировано защитными мерами, вводимыми в соответствии с правилами ВТО в случаях угрозы разорения отечественных товаропроизво­дителей вследствие резкого роста импорта или применения импортёрами недобро­совестной торговой практики. Опыт применения таких мер по отношению к импорту металлургической продукции, мяса, птицы, ковров доказал свою высокую эффективность для защиты интересов отечественных производителей.

Планируемое снижение импортных пошлин отразится на уровне доходов федерального бюджета, которые снизятся на 0,99 млрд руб. Это составляет менее 0,03% доходной части бюджета и не окажет существенного влияния на бюджетную политику государства.

 

Приведённые выше результаты исследования относятся только к пос­ледст­виям планируемых уступок России по снижению импортного тарифа. Гораздо серьёзнее на отечественную промышленность повлияет выполнение системных и дополнительных условий вступления России в ВТО.

1.2. Последствия принятия обязательных соглашений ВТО

 

Дело в том, что причины произошедшего за годы реформ снижения объёмов производства российских товаров и их вытеснения импортными лишь в очень слабой степени связаны с таможенно-тарифным регулиро­ванием внешней торговли, которое остаётся малоэффективным вследствие коррупции и слабости таможенного контроля. Главную роль играли факторы структурной и макроэкономической политики государства. Ограничительная денежная политика закрыла для большинства промышленных предприятий, за исключением экспортёров сырья, доступ к кредитам. Вследствие галопи­рующей инфляции они утратили большую часть оборотных средств и вынуж­дены были резко сократить объёмы производства. Периодические взлёты и обвалы обменного курса рубля вызывали резкие изменения конкуренто­способности отечественных товаров, нарушая планы и ритм работы предприятий. Вследствие общей макроэкономической неопределённости горизонт планирования сузился для промышленных предприятий до несколь­ких месяцев, что наряду с отсутствием доступа к долгосрочным кредитам сделало почти невозможным производство сложных товаров с длительным циклом производства. Хаотичная приватизация разрушила привычные коопе­рационные связи, вызвав колоссальный рост трансакционных издержек. Систематические злоупотребления естественных и организационных моно­полий вели к подрыву ценовой конкурентоспособности товаров конечного спроса.

Этот список внутренних факторов, обусловленных экономической поли­тикой государства, можно продолжать долго. Ясно, что они играли и продол­жают играть определяющую роль в формировании условий производства отечественных товаров, влияя на их конкурентоспособность намного больше, чем уровень импортного тарифа. Поэтому и условия присоединения России к ВТО, затрагивающие эти факторы, имеют гораздо большее значение, чем снижение импортного тарифа на несколько процентов. Хотя и последнему фактору необходимо уделять не меньшее внимание, так как прогнозируемое вследствие него снижение только машиностроительного производства на 3% может повлечь пропорциональное сокращение занятых в нём на сотни тысяч.

Среди основных условий присоединения России к ВТО наибольшее значение имеют обязательные для всех членов соглашения по системным вопросам, требования по отмене экспортных ограничений, а также навязы­ваемые России отдельными членами ВТО дополнительные соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, информационным технологиям. При этом если соглашения по системным вопросам России после присоединения к ВТО придётся выполнять автомати­чески, то в отношении экспортных ограничений и дополнительных согла­шений ведутся переговоры.

Главным предметом экспортных ограничений, отмены которых доби­ваются некоторые партнёры по переговорам о вступлении России в ВТО, являют­ся экспортные пошлины. Они были введены в 1992 году на вывоз сырьевых товаров одновременно с либерализацией внешней торговли в целях изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся в результате эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов, а также сдерживания роста внутренних цен на энергоносители и сырьевые товары, которые в то время были существенно ниже мировых. С тех пор экспорт­ные пошлины систематически снижались, сокращался перечень под­ле­жащих обложению ими товаров. В настоящее время экспортные пошлины действуют на вывоз углеводородов (природного газа, сырой нефти и продук­тов ее переработки), на долю которых в совокупности приходится 97% всех поступлений бюджета по этой статье, а также на некоторые товары химико-металлургического комплекса.

Ликвидация экспортных таможенных пошлин приведет к снижению ежегодных доходов государственного бюджета на 618,2 млрд руб., или 20,6 млрд долларов, что составляет 67% доходов, получаемых от внешне­эконо­мической деятельности, или 18,5% всей суммы доходов феде­рального бюджета (Госбюджет РФ на 2005 г.). В случае выполнения этого требования государственный бюджет РФ лишится немалой части дохода, которую не удастся компенсировать из других источников в силу общей политики государства по снижению налогов. И хотя в проекте федерального бюджета на 2005 г. прогнозируется снижение доходов от экспортных пошлин на 20,1 млрд руб. по сравнению с оценкой поступлений в 2004 г., госу­дарство пока не готово от них полностью отказаться.

Важным следствием отмены экспортных пошлин станет рост внутренних цен на энергоносители, которые будут стремиться к мировым за вычетом транспортных издержек. В этом же направлении будет действовать отмена квот на прокачку нефти на экспорт, которые требуют упразднить некоторые партнеры по переговорам, несмотря на их объективную обусловленность условиями транспортировки нефти. Принятие этих требований повлечет за собой соответствующий рост издержек и снижение конкурентоспособности производимых товаров.

С учётом того, что вследствие климатических условий энергоёмкость производимых в России товаров в несколько раз выше, чем при производстве аналогичных импортных товаров, приближение внутренних цен на энерго­носители к мировым станет системным фактором снижения конкурентоспо­соб­ности российской промышленности. Для его преодоления потребуются крупномасштабные инвестиции в модернизацию производства, которое по своей энергоэффективности должно превзойти мировой уровень. Поскольку в рамках проводимой в России экономической политики источников для таких инвестиций (масштаб которых оценивается в сотни миллиардов долларов) не предвидится, приближение внутренних цен к мировым повлечет соответст­вующее снижение конкурентоспособности и свертывание выпуска отечест­венных товаров.

Между тем правила ВТО не запрещают, а только рекомендуют не приме­нять экспортные пошлины.

Навязываемое России предложение об отмене экспортных пошлин усугубляется еще более спорным требованием выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители, предъявляемое США и странами ЕС. По сути, оно противоречит принципам рыночной конкуренции, так как произ­водство энергоносителей в России государством не субсидируется. Относи­тельно низкие цены на энергоносители являются естественным конкурентным преимуществом России, которое отчасти компенсирует столь же естест­венный недостаток, обусловленный суровым климатом.

В случае принятия условия о приведении внутренних цен на энергоноси­тели в соответствие с мировыми объем снижения производства во многих вполне конкурентоспособных сегодня отраслях российской промышленности может оказаться весьма значительным. В наибольшей степени пострадают наиболее энергоемкие отрасли: металлургическая и химическая промышлен­ность, в которых издержки производства в этом случае превысят мировой уровень. Если учитывать, что в структуре материальных затрат предприятий химической промышленности 10% приходится на энергию, а для чёрной и цветной металлургии — 15%, то это не может не отразиться на ценах готовой продукции. Рост цен на металлы и химическое сырье еще более ухудшит положение в машиностроении, которое тоже весьма уязвимо по отношению к ценам на энергоносители. Общее снижение производства в случае выравни­вания внутренних и мировых цен на энергоносители может составить около половины от объема выпускаемой сегодня продукции металлургии и хими­ческой промышленности и до четверти продукции машиностроения, что будет иметь катастрофические последствия для многих предприятий и регионов страны.

Данное требование вполне обоснованно отвергается российским прави­тельством как неприемлемое. Но если требования по отмене экспортных ограничений и выравниванию внутренних и мировых цен на энергоносители носят спорный характер и едва ли будут приняты российской стороной, то по системным вопросам присоединения к ВТО свобода маневра практически отсутствует. В частности, каждая страна-член ВТО обязана соблюдать Много­сто­ронние торговые соглашения. Исполнение требований по этим согла­шениям приведет к отмене или пересмотру ряда мер государственной под­держки развития экономики, предусмотренных проводимой сегодня феде­раль­ной бюджетной политикой.

Анализ государственного бюджета на 2004 г. показывает, что всего под вопросом могут оказаться бюджетные ассигнования на сумму 53,8 млрд руб., или 1,8 млрд долларов. Это касается следующих реализуемых сегодня государством мер поддержки отечественных товаропроизводителей: субси­ди­­рование процентных ставок по привлеченным кредитам, предостав­ление промышленным предприятиям ассигнований на разработку новых технологий и проведение научно-технических исследований по целевым программам, средства бюджета, выделяемые на реструктуризацию отдельных отраслей промышленности, государственные капитальные вложения на безвозв­ратной основе, финансирование геолого-разведочных работ, субсидирование части затрат промышленных предприятий (например, расходы на страхование в сельскохозяйственном производстве), формирование лизинговых фондов, целевые субсидии на конверсию оборонной промышленности, капитало­вложения, осуществляемые в рамках федеральных целевых программ в целях поддержки развития отечественной промышленности.

Из этого перечня впрямую противоречат нормам Соглашения по субси­диям и компенсационным мерам меры по субсидированию процентных ставок и страховых платежей, а также взносы в формирование лизинговых фондов на сумму 7,2 млрд руб., или 0,25 млрд долларов. Право на приме­нение части из них, вероятно, удастся отстоять на переговорах. Например, в рамках разрешенных России объемов субсидирования сельского хозяйства можно будет доказать возможность субсидирования процентных ставок предприятиям агропромышленного комплекса и государственную поддержку лизинга сельхозтехники.

По остальным вопросам предстоят переговоры. В частности, это касается получаемых промышленными предприятиями ассигнований на проведение НИОКР, финансирование федеральных целевых программ.

Кроме того, не соответствующим нормам ВТО могут быть признаны меры бюджетной политики, направленные на финансовое оздоровление пред­приятий. В частности, это касается мер по реструктуризации долгов предприятий по налоговым обязательствам, предусмотренных статьями ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.”. Например, ст. 63 предусматривает возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам предприятиям топливно-энергетического комплекса, легкой и текстильной промышленности, рыбопромышленным и агропромышленным предприятиям; ст. 70 определяет правила освобождения юридических лиц — резидентов РФ от уплаты пеней и штрафов за задолженность по предоставлен­ным им средствам федерального бюджета; ст.73 предусматривает списание сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих страте­гическое значение для национальной безопасности государства и социально-экономическую значимость. Эти меры могут рассматриваться как субсидии, противоречащие Соглашению.

 

1.3. Последствия принятия необязательных соглашений

 

Кроме общеобязательных норм ВТО на развитие экономики окажут влияние добровольные соглашения, на присоединении к которым России настаивают некоторые влиятельные партнеры по переговорам. Это Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, Соглашение по правительственным закупкам. Их подписание будет означать принятие обязательств по отказу от защиты соответствующих секторов национальной экономики. Наиболее тяжелым по своим последствиям может оказаться присоединение России к Соглашению по торговле гражданской авиатехникой.

Данное Соглашение предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных барьеров, то есть отмену импортных пошлин и иных таможенных платежей при ввозе в страну воздушных судов гражданского назначения, а также комплектующих и других компонентов. Вследствие отсутствия механизмов кредитования производства отечественных самолетов за послед­нее десятилетие произошло снижение объема выпуска воздушных судов с 150—180 до 4—5 авиалайнеров. Без активной государственной поддержки лизинга авиатехники, научно-исследовательских разработок, кредитования поставок организовать крупномасштабное серийное произ­водство пред­приятия не смогут. Выполнение обязательств данного Согла­шения приведёт к стремительному вытеснению отечественных воздушных судов иностран­ными самолетами. Особо опасным для отечественного авиастроения будет беспошлинный ввоз подержанной авиатехники, передаваемой в аренду авиаперевозчикам по бросовым ценам.

Не в пользу российской промышленности обернется принятие обяза­тельств данного соглашения по устранению нетарифных барьеров (правила сертификации, стандартизации) при торговле авиалайнерами гражданского назначения. Согласившись на это, Россия должна будет перейти на западные нормы и производственные стандарты, что вызовет дополнительные издержки и организационные трудности, лишит страну самостоятельности в проведении промышленной политики.

В случае подписания данного Соглашения России придется изменить механизм ценообразования гражданской авиатехники. Финансовая под­держка государства должна будет учитываться в цене самолетов, так же как и часть затрат, понесенных государством по военным авиастроительным програм­мам, результаты которых использовались при производстве граж­дан­ских самолетов. Выполнение данного требования приведет к потере отечественной авиапромышленностью ее главного конкурентного преиму­щества — относительной дешевизны продукции.

Практически все практикуемые сегодня и планируемые в будущем формы государственной поддержки отечественного авиастроения придется отме­нить. Это, в частности, касается целевой программы развития гражданской авиатехники, ассигнования по которой в будущем году составят 5,9 млрд руб. Придется отказаться и от государственного субсидирования лизинга и других форм прямой поддержки производства отечественной авиатехники, объем которой планируется в бюджете будущего года на сумму 6 млрд руб., не считая 500 млн руб. на возмещение лизинговых платежей авиакомпаниям и субсидирования процентных ставок в объеме 10 млн руб.

Ещё одно требование Соглашения по торговле гражданской авиатехникой перекликается с Соглашением по государственным закупкам. Все закупки гражданской авиатехники должны осуществляться на конкурсной основе, при этом режим наибольшего благоприятствования должен распространяться на любых иностранных производителей авиатехники. Правительства не должны ущемлять интересы иностранных авиапроизводителей при выборе постав­щи­ков готовых изделий или комплектующих. Выполнение этого условия потребует отмены решений правительства о приобретении новых отечест­венных самолетов государственными авиакомпаниями ГТК “Россия” и “Аэрофлот”, что существенно ограничит и без того крайне узкие каналы сбыта российских самолетов.

Необходимо отметить, что вступление России в ВТО осложнит ситуацию в производстве гражданской авиатехники и без присоединения к Соглашению по торговле гражданской авиатехникой. Для сохранения и развития отечест­венной авиапромышленности должны быть приняты меры по организации кредитования производства новых, пользующихся спросом конкурентоспо­собных самолетов. Для этого нужны государственные гарантии и государст­венные закупки. Однако учитывая, что такие меры не соответствуют нормам ВТО, целесообразно договариваться о предоставлении переходного периода, в течение которого Россия смогла бы реализовать государственные программы поддержки данной отрасли.

Другим дополнительным требованием со стороны стран—членов ВТО является присоединение к Соглашению по государственным закупкам. Его суть заключается в том, что государственные закупки должны проводиться в виде тендеров с обязательным участием иностранных производителей. При этом отечественные поставщики не должны иметь никаких преимуществ перед иностранными.

Таким образом, присоединение России к необязательным соглашениям едва ли даст какие-либо выгоды отечественным товаропроизводителям и наверняка принесёт множество с трудом разрешимых проблем. Поэтому их подписание и принятие обязательств по отказу от защиты соответствующих перспективных для российских товаропроизводителей рынков крайне нежелательно.

Выполнение обязательных соглашений ВТО потребует отмены или пересмотра ряда практикуемых сегодня мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей и развития экономики. Их объем в настоящее время не является существенным. Ассигнования на сомнительные с точки зрения норм ВТО меры государственной поддержки составят в будущем году 3,6% расходной части федерального бюджета. Из них ассигнования, прямо противоречащие требованиям ВТО, составляют не более 1% расходной части бюджета. Из этого, однако, не следует, что присоеди­нение к ВТО не окажет существенного влияния на динамику промышленного производства.

Во-первых, даже небольшая по объему государственная поддержка для ряда отраслей может оказаться весьма существенной. В частности, без государственной поддержки НИОКР и лизинга гражданской авиатехники авиационная промышленность просто не выживет. Критически важной для сохранения и развития сельхозмашиностроения является государственная поддержка лизинга сельскохозяйственной техники. При всей незначитель­ности ассигнований, выделяемых на субсидирование процентных ставок, для многих использующих их предприятий это единственный способ привле­чения кредитов на модернизацию производства. Без государственных ассиг­нований на проведение прикладных НИОКР российской промышленности не удастся освоить перспективные направления современного НТП.

Во-вторых, присоединение к ВТО затруднит наращивание государст­вен­ного стимулирования модернизации и развития промышленности в будущем. Между тем без резкой активизации мер государственной поддержки иннова­ционной и инвестиционной активности российская промышленность обре­чена на деградацию. Доля предприятий, которые осваивают технологические новшества, сократилась в нашей стране с 70% в дореформенное время до 10% сегодня, в то время как в мире предприятия обрабатывающей промыш­ленности постоянно осваивают новые технологии. На долю научно-техни­ческого прогресса приходится до 90% прироста ВВП в развитых странах, создание и освоение новых технологий является главным фактором современ­ного экономического роста.

Средства, выделяемые в федеральном бюджете на стимулирование модернизации экономики и научно-технического прогресса, явно недоста­точны. В 2005 г. 125,9 млрд руб. планируется выделить на прикладные научные исследования, 103,8 млрд руб. — на федеральные целевые программы, относимые к разделу “Национальная экономика”, 58,8 млрд руб. на финансирование капитальных вложений по этому же разделу. Часть средств при этом выделяется на субсидирование процентных ставок, лизинг сельхозтехники и новых отечественных самолетов. Все эти меры затронут не более 5% потенциальной мощности соответствующих отраслей промыш­ленности, которые загружены не более чем на 15%. В отношении большей части находящихся в упадке отраслей наукоемкой промышленности вообще не предусматривается никаких мер стимулирования.

Приведение государственной экономической политики в соответствие с общепринятыми в развитых странах приоритетами поддержки НТП и инновационной активности потребует многократного увеличения выделяемых на эти цели средств. Присоединение к ВТО существенно ограничит возможные формы поддержки и может затруднить освоение потенциально перспективных направлений развития отечественной промышленности.

В-третьих, полное открытие рынка государственных закупок для международной конкуренции может лишить многих отечественных товаро­произ­водителей критически важных для них возможностей сбыта своей продукции.

Наряду с проанализированными выше вероятными негативными послед­ст­виями присоединения России к ВТО для ряда отраслей промышленности возникнут и новые возможности. Наиболее значимые из них связаны с воз­мож­ностью устранения внешнеторговых барьеров, возведенных в других странах в отношении российского экспорта.

 

1.4. Новые возможности

 

Применяя нормы ВТО для защиты интересов отечественных товаропроиз­во­дителей на мировом рынке, российское правительство может добиться существенного расширения рынков сбыта российских металлов, химических удобрений и сырьевых товаров. Следует, однако, заметить, что доля экспорта в объеме производства этих товаров уже достигает 50—80%. Дальнейшее наращивание их производства и сбыта ограничено сырьевой базой и требует углубления степени переработки и расширения номенклатуры продукции. Кроме того, главные угрозы экспорту сырьевых товаров лежат не столько в сфере внешнеторговых ограничений, сколько в неопределенности ценовой конъюнктуры, находящейся за пределами регулирующих возможнос­тей ВТО.

 

1.5. Баланс выгод и потерь

 

Подведем баланс положительных и отрицательных последствий присо­еди­нения России к ВТО для отечественной промышленности.

В настоящее время наибольшей конкурентоспособностью в российской экономике обладают топливно-энергетический комплекс и другие сырьевые отрасли.

К примеру, доля России на рынке нефти по стоимостным показателям увеличилась на 50% за 5 лет, а сам рынок вырос на 75%. Аналогичная ситуа­ция, где доля российского экспорта растет, сложилась на рынках никеля, стали, древесины, угля.

На рынках продукции высокой степени переработки российская продук­ция существенно менее конкурентоспособна. В том числе на наиболее перспективном рынке наукоемких изделий и технологий доля российских предприятий составляет 0,3—0,5%. Без применения адекватных мер государственной экономической политики стимулирования НТП и освоения новых перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики, свертыванию отечественного производства товаров с высокой добавленной стоимостью, деградации структуры отечественной промышленности и утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях. Сохранение и наращивание этого потенциала требует активной государст­венной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для исполнения нормами ВТО.

 

2. Как себя вести в ВТО

 

Несмотря на то, что переговоры о присоединении России к ВТО близятся к завершению, адаптация экономической политики государства к требова­ниям ВТО ведется весьма пассивно. За исключением внесения поправок в законодательство и чисто пропагандистских мероприятий по подготовке общественного мнения, правительство не предпринимает необходимых усилий по выработке адекватных требованиям ВТО мер промышленной и экономической политики. Даже проект федерального бюджета на 2005 г. составлен без учета планируемых условий присоединения России к органи­зации. Некоторые из предусмотренных в нем мер поддержки отечественных товаропроизводителей и стимулирования экономического роста прямо противоречат нормам ВТО и будут отменены сразу же после присоеди­нения.

 

2.1. Государственное стимулирование в рамках ВТО

 

Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых, более эффективных продуктов и технологий.

В результате достигается устойчивая тенденция удешевления единицы потребительских свойств продуктов, обеспечивающая повышение общест­венного благосостояния и улучшение качества жизни населения.

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Прове­дение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строи­тельство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и образование в ВВП развитых стран, достигшая 3% ВВП. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35—40%. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономи­ческого развития — в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.

Огромное значение государственного стимулирования НТП в обеспе­чении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоёмкостью научных исследований, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования.

Отношения между странами с высоким научно-промышленным потен­циалом, образующими своеобразное ядро мировой экономической сис­темы, и ее остальной периферией характеризуются неэквивалентным эконо­мическим обменом, при котором находящиеся на периферии страны вынуж­дены оплачивать интеллектуальную ренту, содержащуюся в импортируемых товарах и услугах, за счет природной ренты и затрат труда, содержащихся в экспортируемых сырьевых и низкотехнологических товарах.

Доминируя над периферией, развитые страны “вытягивают” из нее наиболее качественные ресурсы — лучшие умы, научно-технические дости­жения, права собственности на наиболее ценные элементы национального богатства. Лишенные основных внутренних источников развития, страны периферии теряют возможность проведения суверенной экономической политики и управления собственным развитием, превращаясь в экономи­ческое пространство для освоения международным капиталом.

Неэквивалентный внешнеэкономический обмен между ядром и перифе­рией характеризуется втягиванием периферийных стран в ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности. Преодоление постоянно воспроиз­водящегося огромного технологического разрыва между ядром и пери­ферией мировой экономической системы требует от развивающихся стран усилий по повышению конкурентоспособности отраслей с высокой добав­ленной стоимостью, что невозможно без соответствующих мер государст­венного стимулирования. Участие в ВТО лишает государства многих инстру­ментов самостоятельной торговой и финансовой политики, вследствие чего периферийные страны оказываются без необходимых средств повышения конкурентоспособности национальной экономики и вынуждены мириться с закреплением своего подчиненного и зависимого положения.

 

2.2. Активизация и наращивание конкурентных преимуществ

 

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Прежде всего это:

— развитый научно-промышленный потенциал, наличие зрелых произ­водст­венно-технологических структур по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;

— наличие собственных научных школ и уникальных передовых техно­логий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;

— квалифицированные кадры и высокий образовательный потенциал трудовых ресурсов;

— значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро увеличить производство пользующейся спросом продукции с относительно незначительными издержками;

— богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутрен­них потребностей в сырье и энергоносителях;

— огромная территория и емкий внутренний рынок;

— большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно поднять уровень инвести­ционной активности.

Для активизации этих конкурентных преимуществ могут быть использо­ваны различные инструменты и методы государственной экономической политики. Вступление России в ВТО существенно ограничивает возможности использования мер торговой и бюджетной политики, предусматривающих применение таможенных тарифов, количественных ограничений импорта, субсидий, государственных стандартов и закупок. Вместе с тем у государства остается почти полная свобода применения мер денежно-кредитной, антимо­нопольной, налоговой, институциональной и структурной политики.

Для развития отечественной промышленности особенно важно обеспе­чение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:

— снижение процентных ставок и создание механизмов рефинанси­рования производственной деятельности, приведение денежного предло­жения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;

— снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направ­ляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий с замещением выпадающих бюджетных доходов за счет введения дополнительного налогообложения рентных доходов от эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов;

— поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественной промышленности;

— регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях предотвращения инфляции издержек, пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабаты­вающей промышленности, сельского хозяйства, строительства.

Наряду с формированием благоприятных макроэкономических условий для успешного развития отечественной промышленности требуется много­кратное повышение инвестиционной и инновационной активности, структур­ная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий. Для этого необходимо:

— всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая наращивание бюджетного финансирования научных исследований, освобож­дение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государст­венную поддержку инновационной активности на перспективных направле­ниях развития экономики;

— создание институтов развития, включая Банк развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;

— принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;

— создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;

— обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собствен­ности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллек­туальной собственности за рубежом.

Все перечисленные выше методы государственной поддержки развития отечественной промышленности, за исключением финансируемых из бюджета ассигнований на НИОКР и целевые программы, полностью соответствуют требованиям ВТО. В отношении государственных субсидий на НИОКР и целевых программ следует соблюдать принцип неспецифичности.

Некоторые из перечисленных выше мер уже реализуются, но недо­статочно активно. В частности, давно были приняты решения о создании банков развития — Российского банка развития, Росэксимбанка, Россельхоз­банка, но ни один из них как институт развития пока не работает. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинан­сирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью исполь­зования предоставляемых кредитов.

Сложившаяся на сегодняшний день в России структура распределения сбережений позволяет реализовать оба известных из международного опыта механизма финансирования институтов развития: как основанного на сбережениях, так и использующего кредитные ресурсы Центрального банка. После финансового краха в 1998 г. основная часть сбережений граждан концент­рируется в Сбербанке, 51% акций которого находится в федеральной собственности. Часть кредитных ресурсов Сберегательного банка может привлекаться на депозиты в банки развития и размещаться в инвестиционные проекты, реализующие приоритетные направления развития экономики.

Другой возможной схемой является рефинансирование банков развития Центральным банком. В этом случае потребуется кардинальное изменение технологии управления кредитной эмиссией.

Наконец, для развития отечественной промышленности должен пол­ностью использоваться весь предусмотренный ВТО арсенал методов защиты нацио­нальных интересов во внешней торговле:

— введена защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин;

— проведено снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплек­тующие, не производимые в России и вместе с тем критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей виды технологического оборудования;

— прекращена практика предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;

— организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавлен­ной стоимостью, в том числе за счет резкого расширения практики предостав­ления гарантий Росэксимбанка под экспортные кредиты;

— ужесточен контроль над качеством импортируемых товаров, устранена практика делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям, недопущение каких-либо льгот импортерам в данной области;

— проведена активная работа по устранению дискриминационных для российских товаропроизводителей барьеров в отношении экспорта отечест­венных товаров на основе принятых в ВТО процедур разрешения между­народных торговых споров.

 

Заключение

 

Присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства, определяющие развитие страны на обозримую перспективу. В зависимости от условий присоединения России к ВТО будут определены параметры экономической политики государства по вопросам стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкуренто­способ­ности отечественных товаропроизводителей.

В настоящее время вопрос о целесообразности присоединения России к ВТО перешел из политической плоскости в русло практических переговоров. Главная проблема в этом вопросе состоит в необходимости максимизации выгод и минимизации потерь. Здесь важны не сроки выполнения постав­ленной задачи, а получение положительного сбалансированного результата.

 
  • Обсудить в форуме.

    [В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]

     

    "Наш современник" N2, 2005
    Copyright ©"Наш современник" 2005

  • Мы ждем ваших писем с откликами.
    e-mail: mail@nash-sovremennik.ru
  •