НАШ СОВРЕМЕННИК
Очерк и публицистика
 

К 60-летию освобождения Беларуси

 

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ,

председатель ЛДПР

 

РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ

 

Вопросы взаимоотношений России и Белоруссии практически не сходят с повестки дня политиков и средств массовой информации. Быть союзу этих двух стран? В какой форме должен быть этот союз или объединение? Как строить отношения России с Белоруссией в условиях разных социально-экономических и политических режимов? Кто кому больше нужен: Россия Белоруссии или Белоруссия России? А сейчас обострился вопрос о поставках российского газа в Белоруссию и через Белоруссию.

Если брать конечную стратегическую цель, то ЛДПР видит будущее русского и других славянских и православных народов как единое госу­дарство. Мы фактически едины по крови, по вере, по духу. Переплетены наши экономики, богаты культурные связи. Только в едином государстве мы сможем противостоять геополитическому давлению стран “золотого миллиарда”, которые стремятся сделать из нас полуколонию, сырьевой придаток своих экономик. Первый решительный шаг в этом великом деле совершают Россия и Белоруссия. Для русских белорусы не иностранцы. Это братья. Почти каждая российская семья имеет родственников в Белоруссии, а белорусы живут и работают в России.

Впрочем, по большому счету, белорусы, великороссы, малороссы (украинцы) суть один большой народ. До революции 1917 года мы все назывались русскими, ибо мы имеем общее происхождение, общую культуру, одинаковые обычаи и почти одинаковые языки. В основном мы исповедуем одну религию — православие, за исключением небольшой части окатоличенного населения Западной Украины и Западной Белоруссии. В XIII веке русские земли были захвачены татаро-монголами и установилось трехсотлетнее татаро-монгольское иго. Позднее часть земель (Малая Русь и Белая Русь) были захвачены поляками и литовцами. С этого момента единый русский народ разделился на три части. Наше воссоединение началось лишь в XVII веке и в основном завершилось в XVIII. Примечательно, что велико­россы, белорусы и малороссы (украинцы), оказавшись за пределами своих республик (в дальнем и даже ближнем зарубежье), не чувствуют, что принадлежат к разным народам, и все называют себя русскими, ибо это общее название для всех нас.

Роспуск СССР в 1991 году тремя деятелями (Ельцин, Кравчук и Шушкевич), которых никто не уполномочивал это сделать, противоречил мартовскому референдуму 1991 года, в результате которого подавляющее большинство населения Советского Союза выступило за сохранение СССР. Но мнение народа грубо презрели руководители, собравшиеся в Беловеж­ской пуще. Развал Союза ударил по всем народам, удовлетворив амбиции только политиканов, которые ради своих корыстных, личных целей разыграли националистическую карту. Были разорваны десятилетиями складывавшиеся экономические связи между промышленными и сельскохозяйственными районами разных республик.

И что примечательно, тяжелей всего кризис, вызванный развалом Союза, ударил по тем республикам, чьи руководители больше всего выступали за раздел страны (еще одно подтверждение тому, что Бог есть!). Не случайно в этих республиках население на очередных выборах стало голосовать за тех политиков, которые будут способствовать воссозданию Союза или, по крайней мере, восстановят утраченные экономические связи. Поэтому помимо исторического тяготения наших народов друг к другу важную роль должны сыграть экономические связи между нашими республиками, насиль­ственно разорванные “демократами”.

С момента своего возникновения ЛДПР высказывалась за восстановление нашего государства в территориальных рамках СССР и приветствовала каждый шаг в этом направлении. Мы первые решительно поддержали инициативы нового белорусского руководства к единению Белоруссии с Россией. Мы готовы были поддержать любые шаги в этом направлении, хотя у нас всегда была принципиальная позиция: нужно воссоздать единое государство на базе Российской Федерации, в которой должно быть губернское террито-риальное деление.

Когда появилась идея создать союзное государство Россия — Белоруссия, мы увидели в этом реальный шаг в деле объединения наших народов и полностью поддержали эту инициативу. Но процесс государственного объединения на основе полномасштабного Договора о союзе наших стран натолкнулся на яростное противодействие Запада и его прислужников — “демократов” в России и Белоруссии. Прозападные депутаты Госдумы РФ также тормозили принятие решений, подводящих законодательную базу под единение наших народов. Но особо негативную роль играют некоторые российские СМИ, тенденциозно освещающие положение в братской Белоруссии.

Белорусские “демократы” так же, как и российские, не пользуются дове­рием народа, который они грабили и обманывали. Своё политическое бессилие они пытаются компенсировать тем, что представляют себя жертвами режима, кричат о нарушении прав человека в Белоруссии, хотя сами же их нарушают. Вся активность отщепенцев белорусского народа не пользуется никакой поддержкой в Белоруссии и продолжает осуществляться лишь при финансовой помощи Запада и российской “пятой колонны”.

Процесс объединения России и Белоруссии его противникам сорвать не удастся, как бы они ни пытались. Такова и воля наших братских народов, и действие объективных экономических законов. Экономика наших республик ещё в рамках СССР была ориентирована на наукоёмкие отрасли, продукция которых до сих пор конкурентоспособна на мировом рынке. Известно, что Белоруссия была сборочным цехом Советского Союза. Поэтому промыш-ленники Белоруссии больше, чем кто бы то ни было, заинтересованы в интеграции с Россией. России же следует перенимать опыт социальной ориентации белорусской экономики. Объективно наши экономики взаимо-зависимы, и только интеграция может обеспечить их успешное развитие. 70 % российских экспортных грузов проходят через Белоруссию. Белоруссия же серьёзно зависит от поставок российских газа и нефти. Но Белоруссия обеспечивает работу единых с Россией таможни и пограничной службы на нашей общей западной границе. Белорусские ПВО обеспечивают безопас­ность прежде всего российского воздушного пространства. К тому же через ее территорию пролегает транзит в российский анклав — Калинин-градскую область.

Реальные связи наших экономик объясняют то, что многие руководители российских регионов уже заключили с Белоруссией соглашения об эконо­мическом сотрудничестве. Наиболее ощутимым от российско-белорусской интеграции будет геополитический выигрыш. Союзный Договор — это прорыв “санитарного кордона”, который усиленно пытаются соорудить вокруг Рос­сии страны Запада. Они оказывают всяческое давление на наших естествен­ных славянских союзников, в том числе Белоруссию. Белорусы никогда не предавали Россию. Если Россия бросит своих союзников, она останется один на один перед лицом военно-политических и экономических союзов Запада. Выбор только один — единение и сила или порабощение под международным протекторатом, как это уже происходит с Югославией. Так и только так мы можем предотвратить вовлечение России в опасные вооружённые конф­ликты. Не следует забывать, что белорусское правительство содержит две стратегически важные военные базы — радиолокационную станцию раннего предупреждения о ракетном нападении и базу связи с российскими подвод­ными лодками. С заключением Союзного Договора России с Белоруссией Западу труднее навязывать свою волю нашим двум государствам. А экономи­ческая интеграция усилит и Россию, и Белоруссию перед опасностью попасть в финансово-экономическую зависимость от Запада.

Дело сейчас в ускорении реальной интеграции. Ни один новый процесс не идёт безболезненно. Даже если молодые супруги любят друг друга, у них неизбежны трения. Каждый пришёл из своей семьи, в которой был свой уклад жизни. Не всё будет нравиться в том, как принято вести домашнее хозяйство в семье супруга. И что, из-за этого не заключать браки, не растить детей? Абсурд! Наоборот, надо привыкать друг к другу, вырабатывать общие привычки, общий образ жизни. А нам с белорусами общий образ жизни не придётся вырабатывать долго. Мы братские славянские народы, у нас сходная культура, общие духовные ценности. Мы бы и жили вместе, если бы не корыстная безответственность политиканов-”демократов”. Что тут доказывать простому русскому или белорусу. Они — за единство. Им необходимость единения России и Белоруссии понятна. Она непонятна только интриганам из органов федеральной власти и представителям компрадорского капитала. Им зато понятно, что мощное единение славянских народов положит конец их капитулянтской политике перед Западом. И они этого боятся.

Что бы пели продажные российские СМИ, если бы Лукашенко, к примеру, решил вступить в НАТО или проводил бы совместные с НАТО военные учения? Или поддерживал принятие законов о белорусском языке, дискримини­рующих русскоязычное население? Да, пожалуй, что и не заметили бы. Такое поведение соседнего государства для ведущих антигосударственную линию СМИ было бы нормальным. И ведь такое уже было в Белоруссии. Было при Шушкевиче и ему подобных. Русские люди уезжали из Белоруссии. Так, как они уезжают из Прибалтики и Средней Азии, откуда их просто выживают. А сегодня, когда Белоруссия развернула свою политику в сторону всё более тесной интеграции с Россией, русские не только перестали уезжать из Белоруссии, а и живут в ней подчас лучше, чем в России. Вот поэтому наш народ и запугивают ложью о социальной нестабильности в Белоруссии. Беда России в том, что средства массовой информации проводят систематически точку зрения, противоположную позиции большинства населения страны.

Белоруссия находится под жёстким прессингом со стороны западных стран и международных организаций. Она становится изгоем в Европе. Президента Белоруссии не приглашают на встречи глав европейских государств. Идут постоянные спекуляции по поводу нарушения в Белоруссии прав человека. Почему это происходит? Нужно чётко понимать причины происходящего. Дело здесь не в Белоруссии, по большому счёту. Дело в России. Белоруссия фактически приносит себя в жертву геополитическим интересам славянских и православных стран. Страна расплачивается между­народным бойкотом за своё последовательное стремление идти на союз с Россией. Если давление на Белоруссию со стороны охранителей нового мирового порядка увенчается успехом, они активнее примутся за Россию. А предлогов для вмешательства в российские дела отыщется сколько угодно. Политика двойного стандарта, применяемая Западом к нашим странам, напрямую вытекает из желательной для них картины будущей структуры мира. И нам в ней отведено незавидное место.

Нарушение прав человека в Белоруссии — это заказная провокационная ложь, инспирируемая Западом с целью вмешательства во внутренние дела сначала Белоруссии, а потом и России. Западу нужны поводы для воору­жённого вмешательства, как это произошло с Югославией. Они хотят дубинкой пропагандистского мифа о “гуманитарной катастрофе” влиять на политику непокорных славянских стран. Но такие права человека, как права на жизнь, труд, жилище, здравоохранение, образование, в Белоруссии обеспечиваются лучше, чем во многих государствах, пеняющих на недемократичность порядков в Белоруссии. В Белоруссии принято несколько программ жилищного строительства, регулярно, в срок выплачиваются пенсии. Для жизни нормального гражданина в Белоруссии созданы необходимые условия, что привело уже к росту рождаемости в стране. Что, прозападные российские “демократы” могут похвалиться подобными результатами? Не могут; да это и не является их целью. Они успешно решают лишь проблемы перевода средств, награбленных у народа, в западные банки. Белоруссия имеет, пожалуй, то, чего так не хватает России сегодня: обеспечение достойных условий жизни для граждан страны.

Лицемерие российских “демократов” и их заокеанских и натовских покровителей становится вполне очевидным, если сравнить политический режим Белоруссии с политическими режимами других стран СНГ, особенно Средней Азии и Казахстана. Вот где немыслима открытая оппозиционная деятельность, политические партии являются филиалами президентской администрации, а выражать мнения, расходящиеся с официальной точкой зрения, небезопасно для жизни. Белорусской же оппозиции власти предо­ставляют полную возможность проведения пропагандистских мероприя­тий. Но это-то и выбивает из рук оппозиционеров главный козырь: представлять себя в качестве невинных жертв режима. И они идут на обман, для вида заявляя о мирном характере своих акций, а на деле организовывая воору­жённые провокации. Причина здесь очевидна: белорусская оппозиция не имеет никакой массовой поддержки у белорусского народа, поэтому и изощряется в показных акциях, рассчитанных на западных наблюдателей и российские СМИ. Патриотам России необходимо всячески развертывать информационную борьбу за положительный образ Белоруссии в сознании россиян, предотвращать беспредел манипулирования сознанием.

Важны и экономические выгоды союза с Белоруссией. Пора разоблачить наивную сказку о бедственном положении белорусской экономики, стремящейся усесться на шею экономики российской. Экономика Белорус­сии не нахлебница. По показателям ВВП, роста промышленного производ­ства, сельскохозяйственного производства и объёму капитальных вложений Белоруссия превосходит сегодня Россию и другие бывшие республики СССР. И это понятно. Белорусы не имеют возможности поправлять экономическое положение за счёт экспорта нефти и газа. И они развивают реальное произ­водство, выпускают продукцию, которая является конкуренто­способ­ной на самых различных мировых рынках, разрабатывают новые, отвечающие мировым стандартам модели продукции. Белоруссия практически не имеет внешнего и внутреннего долга. А Россия всё никак не расхлебается с долговой зависимостью от международных финансовых организаций. В Белоруссии нет и таких резких социальных контрастов, до которых довели Россию “демократы”. И главное, там не было разрушительных реформ. Белорусы эффективнее распоряжаются своими меньшими ресурсами, чем мы нашими огромными природными богатствами.

Говорят, что белорусы нас обманывают и на таможне, и еще в чем-то. Но это уже проблема другого порядка, везде есть люди, желающие подза­работать. У нас полностью открытые границы, и, естественно, через польско-белорусскую границу, через литовско-белорусскую границу идет очень много нелегальных грузов, и они, пересекая их, автоматически оказываются здесь, у нас. Пускай спецслужбы в этом плане поработают, чтобы не было экономи­ческого ущерба для России.

Все регионы мира сегодня интегрируются. Это усиливает позиции тех стран, которые объединяются. А страны, уровень взаимной интегри-рованности которых снижается, проигрывают в конкурентной борьбе. Так и произошло с Россией и другими республиками после искусственно вызван­ного “пятой колонной” развала СССР. Разрыв сложившихся экономических и культурных связей привёл вполне закономерно к сбоям в работе ранее высокоинтегрированной экономики и к криминализации всех общественных процессов в новых государствах, образовавшихся на месте бывшего СССР. Чем меньше интеграции — тем больше социальной нестабильности, тем слабее государство. Запад и его лизоблюды в России и Белоруссии как раз и поднимают шум вокруг нашего Союза потому, что боятся в нашем лице сильного конкурента.

Позиция ЛДПР состоит в том, чтобы решительно вступить на путь глубо­кой интеграции. Это долг политиков наших стран перед русским и белорус­ским народами. Нельзя терять времени. Нужно юридически оформлять ту интеграцию, которая уже фактически развёртывается в российско-белорус­ских экономических и политических взаимосвязях. Есть недостатки в проекте Союзного Договора. Но зачастую они связаны не столько с недосмотром его разработчиков, сколько отражают всю неоднозначность внутриполити­ческой ситуации в наших странах. Трудно переоценить то влияние, которое окажет создание союзного российско-белорусского государства на создание благоприятной для всех европейских стран ситуации геополитического равновесия в Европе. Это будет наш реальный ответ на расширение НАТО на Восток.

ЛДПР считает необходимым воссоединение России и Белоруссии в единое государство в согласованных формах, с едиными властными органами. Интеграционный процесс между Россией и Белоруссией фактически подтверж­дает разработанную ЛДПР концепцию восстановления единого Российского государства. Воссоединение можно было бы подкрепить одновременным референдумом в обеих странах. Уже пройден ряд этапов на пути российско-белорусского объединения. Сначала был заключён договор о Сообществе России и Белоруссии, затем о Союзе наших государств.

И вот сегодня назрел вопрос о создании единого государства. В беседе с белорусской делегацией 21 октября 1999 года я отметил: “Нам все, что происходит в Белоруссии, нравится. Может быть, у “Яблока”, у НДР другое мнение. А мы на вашей стороне. У нас четкая позиция — мы за единое государство. Нужно дать часть руководящих постов вашему руководству, соединить экономику, культуру, территорию. И часть белорусского руковод­ства переезжает в Москву и участвует в общем управлении страной. Если пока что так не могут договориться — пусть будет поэтапное сближение. Мы любое предложение поддержим, лишь бы было реальное сближение. Наша позиция одна — быстро и едино. У нас четкая позиция, единственная партия, у которой четкая позиция — все сделать быстрее. И все остальные, кто хотят, пусть присоединяются: Армения, Киргизия. Кого-то не устраивала советская модель, сейчас нет советской модели, все на равных, все разумно, все согласовывается... Во всем вас поддерживаем и будем дальше поддерживать. Здесь нет проблем”.

Спрашивают: “Каким мы видим Союз?” Мы хотим, чтобы это было единое государство. Но можно идти к этому поэтапно — общая валюта, единое гражданство, отсутствие таможни, общая граница. А потом потихонечку идем дальше. Неважно — сразу единое государство или поэтапное движение к нему, но цель у нас одна. Мы, повторяю, сторонники единого государства.

Объединительный процесс идет тяжело. Договор о Союзном государстве России и Белоруссии нам не во всем нравился. В значительной степени на него влияло ельцинское окружение, которое намеревалось инициировать избрание Ельцина на пост президента Союзного государства. С уходом Ельцина с поста президента России отношение к этому договору несколько изменилось как в России, так и в Белоруссии. К тому же значительно усложнилась международная обстановка, особенно после террористических актов против США. Обострились некоторые внутрироссийские проблемы, изменилось соотношение партийно-политических сил в Государственной Думе и в целом в стране. Замена Российской Федерации какой-то формой Союзного государства стала утрачивать свою привлекательность. Одновре­менно яростная пропагандистская кампания против существующего режима в Белоруссии, против “потери ею суверенитета” в случае вхождения в Союз с Россией, развернутая на Западе и белорусской оппозицией, также осложнила процесс сближения двух наших государств.

Мы считаем, что нужно более правильно определить формат и суть будущего объединения. Союз России и Белоруссии по договору мыслился примерно как Евросоюз. Но в Евросоюз объединились совершенно разные, в прошлом совершенно самостоятельные страны да еще с разными языками. У нас же в недалеком прошлом была единая страна, и не 80 лет советского режима, а сотни лет мы жили вместе. И нам нужны куда более глубокое объединение, чем то, которое сложилось в рамках Евросоюза. Более того, и восстановление просто Советского Союза в его прежних формах нам не подходит. Нам не нужны 2—3 Конституции, нам не нужны 2—3 президента. Нужно договориться, что будет один президент у нашего единого государства, одна Конституция, одно правительство. А Белоруссия будет иметь свои квоты в парламенте, в правительстве и так далее.

Многих не устраивает именно та формула концепции, которая делается все эти десять лет, то есть попытка воссоздания в розовом варианте СССР, когда будут вновь общие союзные органы, министерства, союзный парла­мент, а Россия как бы опять будет отодвинута на второстепенный план. У нас уже есть это объединение — Российская Федерация, по-русски Россий­ский Союз. Пускай в него входят полноправными членами Белоруссия и другие страны СНГ. Это, наконец, будет нормальное государство. Нужно нормальное государство с единым правовым пространством, с единой экономикой, общей демократией. Ничто национальное не ликвидируется. С такой формой союза или единого государства многие уже согласны. Давайте возродим единое Российское государство. И оно уже называется федерация, объединение. И в рамках Российской Федерации сохраним, где надо, второй язык, сохраним национальную символику, национальные обычаи, обряды. Но это должно быть единое государство.

Конечно, с этим трудно согласиться не только псевдодемократической, прозападной оппозиции, но и многим политикам, которые почувствовали вкус самостоятельной президентской власти. И это одна из причин, которая тормозит воссоединение бывших советских республик. Но веление времени, объективные процессы требуют все большей и большей экономической, политической и иной интеграции всех независимых стран, возникших на пространстве Российского государства.

В конце 2003 — начале 2004 года обострились некоторые проблемы российско-белорусских отношений, прежде всего связанные с ценами, кото­рые Белоруссия платит за российский газ. Последовала небольшая перепалка между политиками и бизнесменами. С российской стороны прозвучала угроза прекратить поставки газа в Белоруссию, если она не будет платить за газ более высокую цену, соответствующую рыночным ценам. Белорусские власти были с этим не согласны, и возник «газовый конфликт». Не оправдывая позицию российских газовых монополистов, заметим, что белорусский ответ предпочтительнее было бы построить в рамках законов рыночной экономики. Вы, к примеру, повышаете цены на газ — мы повышаем цены за транзит российского газа через территорию Белоруссии, так же как и некоторые другие цены, связанные с российско-белорусскими делами.

В связи с “газовым конфликтом» журналисты ставят нам вопросы, как мы относимся к намерению Газпрома отключить поставки газа в Белоруссию. Я говорю: “Мы против этого”. Я дал протокольное поручение Комитету по энергетике, сообщил об этом послу Белоруссии. Мы за то, чтобы продолжать поставки газа в Белоруссию даже на условиях белорусской стороны. Это все равно выгоднее России, потому что те минимальные материальные потери, которые мы несем, компенсируются ПВО Белоруссии, которая прикрывает нас от Норвегии до Измаила. Даже в этом плане нам это выгодно, мы не теряем ничего в материальном отношении, а уже есть возможности и материальные выгоды получить от Белоруссии. Поэтому здесь нужен правильный подход.

 
  • Обсудить в форуме.

    [В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]

     

    "Наш современник" N7, 2004
    Copyright ©"Наш современник" 2004

  • Мы ждем ваших писем с откликами.
    e-mail: mail@nash-sovremennik.ru
  •