|
Людмила БРАГИНА
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ
В “Толковом словаре” С. И. Ожегова дается толкование этого милого понятия: “Несвязная, неясная, невразумительная речь”. Какая величайшая несправедливость! Каждый ребенок рождается поэтом и философом. Кто же более тонко и точно чувствует изначальный смысл и назначение слова, как не дети — истинные языкотворцы и художники. Интересуют их абсолютно все стороны окружающей жизни: религия, политика, экономика и многое другое. И воспринимают они все гораздо тоньше, образнее и, я бы даже сказала, мудрее. Отвлекитесь от повседневных дел и забот и вслушайтесь в то, что говорят дети. Это не только забавно, но и полезно. Как говорится: “Устами младенца глаголет истина”. Моя доченька Алеся ходит во второй класс, ее учат, как нужно правильно строить предложения, правильно употреблять и произносить слова... А пока она обращается с ними по-хозяйски и по-дружески, так, как она сама считает правильным. А я украдкой записываю некоторые из наших бесед. * * * В жаркий день купили мы как-то с Алесей по порции мороженого. А оно тут же растаяло, по рукам-ногам потекло, а в рот не попало. Тогда Алеся приняла мужественное решение: — Мороженое растаянное больше брать не будем. Будем читать на витрине, что его нет... * * * Дети — народ хитрющий и коварный. Доверяй, но... не очень. Есть у Алеси хрустальная мечта: завести в нашей квартире какую-нибудь зверюшку. Часто мы об этом говорим, и мой главный аргумент против этого предприятия обращен к гуманному отношению к животным: “Нельзя зверей в квартире держать, для них это мучение: им нужны свобода, воздух!” И вот Алеся вместе с бабушкой возвращаются с дачи, и бабушка жалуется: “Опять этот заяц негодный всю морковку погрыз. Что с ним делать?” Алеся реагирует мгновенно: — Мам, давай его домой заберем! Пусть мучается... * * * В то время, когда Алесин папа ищет под кроватью закатившийся и нужный ему винтик, она пристает к нему с расспросами: — Вот бывают собаки овчарки, болонки, пекинесы. А какой ты породы, папа? — Леська, не мешай! Иди к своим куклам! — рычит из-под кровати папа. — Понятно. Волчьей, значит, породы. И, довольная, уходит к своим куклам. * * * Алеськиными устами кукла Барби беседует с медвежонком Михликом: — Ты где работаешь, Михлик? — В милиции. — Ой, как страшно! — Да нет, не страшно, а противно... * * * Возвращаюсь с работы, а весь диван занят игрушками: зайцами, куклами, мишками и т. д. Перед каждой игрушкой лежит тетрадка и карандаш. — Леся, что это? Зачем? — Мама, ну должны же мои игрушки иметь хоть какое-то образование... * * * Алеся уходит в гости к бабушке, а дома остаются надутые воздушные шарики. — Мама, а до моего возвращения шарики не завянут?! * * * Маленькая грустная сказочка на социально-экономическую тему. Первые впечатления беззаботного детства — три года. “Жили-были папа с мамой. Ходили они на работу. Работали много и долго. И заработали кучу денежек. И купили на них тапочки... И стали по очереди их носить...” * * * Четырехлетняя Алеся играет с куклой и медвежонком и тихонько что-то напевает. Я прислушиваюсь:
Мадам красивая Гуляла по лесу. Медведя встретила С зубастой челюстью. Мадам красивую Медведь съел полностью. Осталась сумочка От нашей прелести.
— Алеся, нарисуй мне, пожалуйста, эту печальную историю, — прошу я. — Пожалуйста, мамочка, — говорит Леся, — но до встречи с медведем, а то ты снова расстроишься. * * * По вечерам я читаю Алесе Библию. Ей интересно, она задает вопросы. Самая любимая ее тема — существование рая. Вот мы гуляем по праздничной площади. У торговца воздушными шарами оторвался один шарик и улетает. Алеся провожает его взглядом и говорит: — В рай полетел... Потом спохватывается и спрашивает: — А до рая можно на самолете долететь? — Нет, Алеся. — Почему? Бензина не хватит? * * * Пришли к нам гости. И пятилетняя Алеся, как радушная хозяйка, приглашает их к столу и развлекает историями из своей жизни. — Есть у меня крокодил Гришка. Не очень большой и худой. Почему? Потому что добрый. — Ты его, наверное, не кормишь, — шутят гости. — Кормлю. И кашей, и супом. Но он не ест. Ему мясо нужно, а оно у нас редко бывает. Я ему как-то говорю: “Ну на, Гришка, съешь, откуси у меня ручку, а то ведь с голоду помрешь”. А он зубы сжал, весь дрожит, слезы катятся, а не ест. “Не буду, — говорит, — я у своего друга руку есть. Лучше повешусь!” Подпрыгнул, зубами в люстру вцепился и висит, качается. Я, конечно, его сняла. Успокоила и в коробку положила. Но он иногда там тихонько плачет. Три раза в день. Когда мы кушать садимся. Вот и сейчас плачет. Послушайте... И за столом долго стоит тишина. Это прислушиваются наши гости. * * * К сожалению, для наших детей окном в мир зачастую служит телевизор. Я бы предпочла, чтобы Алеся смотрела просто в окно. Но, увы... На кухне она мечтательно признается: — Хорошо вечером чаек пить и телевизором закусывать... Наша любимая передача “В мире животных”. Алесе 4 года. На экране каркает большая черная ворона. “Кто это?” — спрашиваю я. — Кар-кар! — бойко отвечает малышка. А вот долбит дерево дятел. “А это кто?” — Стукач! — припечатывает Алеся. * * * Посмотрели фильм и делимся впечатлениями. — Тебе, мамочка, главный герой понравился? — Нет. Он ни рыба ни мясо... — Значит, грибы? — допытывается Алеся. * * * Одно время по телевизору каждый вечер показывали вернувшегося из Америки Александра Солженицына. Алеся поет колыбельную для куклы: — Баю-бай, пора ложиться... — Оглядывается на экран и не очень доброжелательно добавляет: — И ты спи, Солженицын. * * * А вот совершенно законный вопрос к Корнею Чуковскому. Смотрим мультфильм “Муха-цокотуха”. Комар спас муху от паука и говорит:
А теперь, душа девица, На тебе хочу жениться!
И Алеся недоверчиво бурчит: — А что, так и разводятся мухи от комаров?
|
[В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]
"Наш современник" N1, 2004 e-mail: mail@nash-sovremennik.ru |