|
Не понаслышке знаю, как ждут Валентина Распутина в любом
уголке России. Да и не в России только, а по всему бывшему Союзу. Выпало
счастье и поездить с Валентином Григорьевичем, и организовывать его встречи с
читателями. Особенно трогает отношение к нему в Сибири, только тут понимаешь,
что такое народный писатель — не по званию, которое в былые времена
давала власть, а по любви, которую, не уставая и не скупясь, дает сердце
народа. Распутина то и дело останавливают на улице, улыбаются, жмут руку,
обращаются с самыми наболевшими вопросами. Но и в землях, отделившихся от
России, где русские стали в одночасье нежеланными гостями,
“мигрантами-оккупантами”, не гражданами, людьми второго сорта, — как же ждут,
как любят замечательного писателя! Чуть ли не еще горячее, чем в Сибири, и
наверняка задушевней, чем в Питере или Москве. Ибо Распутин для них — это и
последняя — духовная — связь с родной землей и народом, и оправдание перед
лицом местных чванливых бюргеров (вот, мол, упрекаете нас, русских, в
бескультурье, а есть ли в культурной на западный лад Прибалтике хоть один
писатель, художник, музыкант подобного масштаба?), и надежда на понимание,
сострадание, на “милость к падшим”, на ту нравственную поддержку, которую
русская литература неизменно дает “униженным и оскорбленным”. Кому-то эти слова
могут показаться высокопарными, но тот, кто видел слезы на глазах двух
немолодых учительниц на встрече с Распутиным в Таллине, поймет, что сказанное
не риторика. Ждали Валентина Григорьевича и в
Калининграде. Городе почти уже не русском, скупаемом и заселяемом иноземными
претендентами на эту землю. Оттого еще напряженнее ждали! С почти мистическим,
— так признался мне наш давний автор, калининградский писатель Андрей Старцев,
— чувством. Заранее загадав: если Распутин, с его проницательностью,
почувствует, что эта полоска суши у Балтики — действительно русская земля,
что живут здесь такие же русские, как в родной для Валентина Григорьевича
Сибири, то и надежда остается отстоять город и край в борьбе политической и
экономической, развернувшейся вокруг Калининграда. В августе 2001 года Распутин
побывал в Калининграде, встречался с читателями, активистами патриотических
организаций, железнодорожниками, руководством области. Об этих встречах, о
своих мыслях и переживаниях “около Распутина” рассказывает Андрей Старцев.
Материал оказался особенно кстати в канун 65-летия Валентина Распутина. А.
Казинцев Андрей Старцев Русский писатель на краю русской
земли Какое же это наслаждение — читать Распутина! Следить, как он ведет тебя
по тончайшим извивам человеческой души, чаще женской, что поразительно;
впитывать в себя его язык, цветной, нежно звучащий, построенный на полутонах,
четвертьтонах и еще неведомо каких
долях тона, которые он выводит на бумаге, словно виртуоз-скрипач на скрипке,
словно живописец-акварелист на ватмане; поражаться его описаниям природы,
могучей, но доброй к человеку; удивляться: ведь в твоем западнорусском сознании
сибирская природа — суровая, мрачная, таящая неведомую угрозу, — и убеждать
себя — верить надо Распутину, потому что ты наблюдал ее лишь проездом мимо
Байкала, а Распутин ее кровное дитя... Его проза гениальна. Я вспоминаю иногда рассказ Анатолия Пантелеевича
Соболева о том, что во время учебы на Высших литературных курсах три самых
способных слушателя: Астафьев, Носов и Распутин заключили соглашение: ни одна
строка ни у одного из них не должна выходить в свет, не получив одобрения двух
других участников соглашения. Легенда, каких много ходит вокруг Распутина? Может
быть; но я склонен считать ее правдой. Подтверждение тому — ответ на вопрос,
заданный Распутину на встрече в Калининграде. Его спросили: как вы относитесь к
сходу Астафьева с патриотических позиций? Он ответил: на этот счет Виктору
Петровичу написал осуждающее письмо Носов, которое отражает и мое отношение. Предельная требовательность к себе в сочетании с талантом — вот что
обеспечивает уровень прозы, достигнутый Распутиным. Можно пожалеть нынешнее
молодое поколение русских людей, которое отлучено от Распутина телеэкраном,
компьютером, а чаще всего бедностью, и материальной, и духовной. Я шел по двухтомнику, перечитывая знакомые вещи, с жадностью
набрасываясь на незнакомые, новые. И с каждой страницей в душе нарастала
тревога, и нарастает она, понимал я, оттого, что все сильнее звучит в повестях
и рассказах тема смерти. Эта тема всегда присутствовала у Распутина, вспомним
“Последний срок”, “Василия и Василису”, “Тетку Улиту”, но в последние годы она
словно бы сгущается. Безмерно глубокий, вобравший в себя всю нашу новую
“демократическую жизнь” рассказ “В ту же землю” потрясает; прочитав его,
спрашиваешь себя: что это, предвещение конца России? Или предвещение его,
Распутина, собственного конца? Может быть, ответ в “Видении”, малом по объему
эссе, помещенном в самом конце второго тома и как бы завершающем и собрание
сочинений это, и что-то еще, несравнимо большее для Распутина? “Стал я по ночам
слышать звон. Будто трогают длинную, протянутую через небо струну, и она
откликается томным, чистым заунывным звуком... Вызванивающий, невесть откуда
берущийся, невесть что говорящий сигнал завораживает меня, я весь обращаюсь в
слух, в один затаившийся комок, ищущий отгадки, и обо всем остальном забываю.
Страха при этом нет, а то, что повергает меня в оцепенение, есть одно только
ожидание: что дальше? Что это? — или меня уже зовут? В такие мгновения, когда возникает и удаляется стонущий призыв, я ко
всему готов. И кажется мне, что это мое имя вызванивается, уносимое для
какой-то примерки. Ничего не поделаешь: должно быть, подходит и мой черед...”. Да, да! Причина обостренного трагизма его последних вещей — в его
собственном трагическом душевном состоянии! Оно уже стало частью сознания
писателя, отсюда и его намерение “завершить творческую деятельность”, о чем он
говорил на встречах в Калининграде, и подсчет разницы в его и моих годах, и
восхищение чужой кажущейся молодостью. Слава Богу, что нам удалось хоть немного
это его настроение поколебать. “Нам” — не мне с женой; нам — всем, с кем
Валентин Григорьевич у нас общался, всему Калининграду. В Сибири я считал, —
говорил он на встрече у губернатора, — что это не совсем русская земля, и даже
когда подлетал к Калининграду, смотрел сверху на черепичные крыши, это
представление сохранялось. Но вот увидел облик вашего города, пообщался с его
жителями, и все перевернулось. Конечно же, это русский город! И даже более
русский, чем иные другие города, находящиеся в глубине России. И калининградцы
больше патриоты, чем русские люди, живущие в глубине страны. Это потому, что
здесь острее восприятие недружественного нам Запада, острее ощущение проблем,
стоящих перед Российским государством... Вот! Он уловил наш особый
калининградский русский дух, наш боевой настрой, и из этого родилась
потребность написать о Калининграде и калининградцах. Что же касается России, то о ней из последних вещей — рассказ “Изба”. В
этом рассказе тоже присутствует тема смерти, но звучит и проблеск надежды.
Воистину горемычная Агафьина изба — это нынешняя Россия, подрубленная западным
топором и уже покосившаяся к падению... Но вот: “...обугленный после пожара
возле печки пол и закопченные стены обтерлись точно в особую краску, в
печальный цвет, гарь как будто даже поскоблена, головешки и хлам от постояльцев
вынесены, печка ничуть не пострадала, окна, как у всякого живого существа,
смотрят изнутри. Дышится не вязко и не горкло, воздух не затвердел в сплошную,
повторяющую контуры избы фигуру. И в остатках этой жизни, в конечном ее
убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое
упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой
меры”. Второй, третий, пятый раз перечитываю эти строки — в них “видится мне
пророческий смысл — и молюсь: Господи, спаси Россию, не отринь ее от милости
Своей, пошли того, кто “окликнет”, пробудит ее после пожара! *
* * Распутин уехал из Калининграда поездом под звуки “Славянки”; берущий за
душу марш этот всегда звучит при отходе фирменного “Янтаря”. Тут же природа,
посчитав свою миссию выполненной и наверстывая упущенное, обрушилась на край густыми
дождями, которые шли не переставая до конца августа, а потом перекочевали и на
сентябрь. Распутин уехал, но что-то незримое, невещное осталось от его пребывания
в Калининграде. СМИ то и дело сообщают, как обычно, о посещении города
московскими политиками и зарубежными делегациями — никто за события эти визиты
не принимал, дело обыденное. Распутинское же пребывание калининградские
книголюбы оценили как историческое событие. “Честен, правдив, скромен”, — так
отозвался о Распутине мой добрый друг, журналист и поэт, корреспондент газеты
“Гудок” на Калининградской железной дороге Александр Заковряшин, — он
присутствовал при встрече Валентина Григорьевича в аэропорту, слушал его
выступление в органном зале филармонии, был участником встречи с железнодорожниками.
Отметил и остроумие Распутина: его засыпали вопросами, он отвечал, отвечал,
чувствует, конца им не будет, — и говорит, показывая на стол (сбор был в
кабинете начальника дороги, но сидели у стен): может, нам пересесть туда, что ж
мучиться? Предложение было принято с воодушевлением и смехом, пересели, пошли
тосты, но Распутин лишь пригубливал... О его поразительной скромности скажу и я. Вручил Валентину Григорьевичу
две безделушки (привез их из Экваториальной Гвинеи во время своих морских
странствий) — крошечный коралл на подставочке из красного дерева,
собственноручно изготовленной, и такую же скромную по размерам ракушку: — Найдется, куда поставить? — Найдется, но, может, что-нибудь одно? — засмущался Валентин Григорьевич. — Одно у меня получают все, Распутин на особом счету, — стоял я на
своем. Обреченно вздохнув, он принял подарок. Во время ужина жена спросила, как он устроен в гостинице, Валентин
Григорьевич ответил, что живет в номере над рестораном — допоздна гремит
оркестр, кухонные ароматы... — Так оставайтесь у нас, тут тишина дивная, как следует отдохнете, а
утром уедете, вон две машины за окном! — Нет, нет, что вы, не беспокойтесь! — отказался он. Как ни уговаривали — не согласился. Иногда ловлю себя на том, что мысленно разговариваю с Распутиным,
обсуждаю с ним какие-то проблемы, прошу совета. Вот в серии “Русский путь”
сразу после его двухтомника вышел сборник местного автора, руководителя
демократической писательской организации В. Карпенко — по праву ли? Называется
“Истинно мужская страсть” с подзаголовком “О людях и других животных”. Что и
говорить, за десять лет наши либералы капитально оскотинили народ, но низводить
высшее творение Господне до уровня животных... Убежден, это никак не в духе
“русского пути”! Такая ответственная серия требует особого подхода, нужна,
думается, хорошая, требовательная редколлегия, сформированная, возможно, при
участии правления Союза писателей России. Или вот: наши СМИ сообщают, что уже
восемь процентов жителей области выступают за ее выход из состава России — чуть
ли не каждый десятый! Бред! Но даже если число таких вдвое-втрое меньше, все
равно надо бить во все колокола. Значит, что, опять писать статьи? А я так
настроился на повесть — перезрела в душе, рвется на бумагу. Что делать,
Валентин Григорьевич? Иногда размышляю: согласятся ли с тем, что я ставлю Распутина в один
ряд с величайшими художниками слова планеты? Наверное, кто-то оспорит это,
особенно из тех, кто больше слышал о Распутине, нежели читал его. Я же стою на
этом, хотя, конечно, понимаю, что последнее слово скажет Время, исчисляемое
десятками лет, веками. В скромном по объему вступлении к его двухтомнику,
принадлежащем перу выдающегося просветителя нашего времени, председателя Союза
писателей России В. Н. Ганичева, говорится: “И хотя негоже определять призовые
места в современной литературе, но мы не ошибемся, если будем считать, что
первым в этом ряду стоит Валентин Распутин... потому, что перед ним, как ни
перед кем другим, открылась душа русского человека...” Последние четыре слова
Валерий Николаевич выделил жирным шрифтом: в них суть Распутина как художника. Шекспир велик тем, что раскрыл душу англичанина своего времени — сейчас
она, несомненно, иная, но его трагедии продолжают волновать нас и сейчас; Тагор
показал миру неповторимую душу индуса, также ставшую к нашим дням уже другой; а
разве мы, русские, ныне такие, какими были во времена Пушкина и Толстого? Но
каждый из корифеев литературы тем и велик, что сумел, раскрывая национальный
характер своего народа, показать и общечеловеческое, вечное в человеке.
Распутин, объявляющий себя русским националистом, читаем и почитаем по той же
причине: раскрывая, как никто, душу своего соплеменника, он показывает в ней
вечное человеческое. Сотрудники редакции, горячо поздравляют нашего постоянного и любимого
автора — Валентина Григорьевича РАСПУТИНА с 65-летием. Здоровья, творческих свершений, удачи! Уверены, что
к этим пожеланиям присоединятся все русские читатели. |
[В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]
"Наш современник" N3, 2002 e-mail: mail@nash-sovremennik.ru |