НАШ СОВРЕМЕННИК
Критика
 

ДОРОГОЙ ПРАВДЫ И ЛЮБВИ

киностудии “Отечество” 10 лет

 

Не так давно экранные залы Центрального Дома кинематографистов России были представлены в распоряжение киностудии “Отечество” по случаю юбилея. Творческий коллектив студии, кинозрители, представители общественности Москвы получили редкую возможность обменяться мнениями о документальных фильмах, созданных на студии на протяжении большого отрезка времени, посмотреть и обсудить две полнометражные премьерные и две короткометражные киноленты (“Россия, которую мы охраняли”, “Дар веры” — реж. Б. Криницын, “Мой родной жаворонок”, “Тимоня” — реж. Н. Ряполов). А всего снято 108 фильмов. Что несут они зрителям? Что исповедуют? “И так, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего...” (Откровение Иоанна Богослова 1, 19). А видимое — то, что есть и будет всегда для нас видимым, — это Отечество.

ОТЕЧЕСТВО! Это слово мы слышим с детства. Но его сокровенный смысл раскрывается каждому человеку по мере осознания себя в этом мире.

ОТЕЧЕСТВО! Россия! Это наша история и величайшая культура. Это то, что досталось нам в наследие от предков, которые много веков созидали и украшали наш общий дом. Это то, что дано нам от Бога... Именно это видеть в жизни и воспевать — красоту, добро и любовь — призывал своих единомышленников и воспитанников основатель киностудии “Отечество”, выдающийся кинорежиссер-документалист Борис Леонидович Карпов, которому не суждено было дожить до юбилея своего детища. В составленной им на многие годы вперед творческой программе студии красной нитью проходит призыв к человеку с кинокамерой: считать своим священным долгом средствами кино поддерживать и развивать православные традиции жизни и нравственные устои народа, его доброту и трудолюбие, твердость и терпение, предприимчивость и неистребимую веру в лучшую долю. В этом русле и видит свою задачу каждый из сотрудников киностудии “Отечество”.

Среди поздравительных телеграмм и приветственных адресов со сцены Большого зала Дома кино прозвучало послание Председателя Госдумы Геннадия Селезнева. В нем, как нам кажется, точно выражен основной моральный принцип деятельности студии. “...Множество киностудий и кинофирм породило наше сложное время. Не все из них, к сожалению, сумели удержаться от искушения торговать низкопробной продукцией во храме киноискусства, не беспокоясь о влиянии своего “самовыражения” на тех, кто придет в этот мир после них.

Киностудия “Отечество” избрала другой, более тернистый путь. Она не ставила целью в условиях всеобщего современного кинобизнеса и кинорынка богатеть любой ценой. “Отечество” понимало, что плоды ее нелегкого, подвижнического труда созреют вместе с возрастающим на его творениях поколением, которое будет воспитано на высоких примерах жизни святых и героев, подвижников, простых тружеников — патриотов Родины”.

В репертуаре студии нет ни одной картины, чернящей наше прошлое и настоящее, ибо это не язык искусства. “Гнев может быть очень сильным, но печаль не доводит до отчаяния, истерии. Печаль это жизнь. А жизнь прекрасна. Во всем должно быть жизнеутверждение, душевное изящество народа, его философическая мудрость и щедрость”, — говорил, наставляя своих питомцев, великий Довженко, которого высоко ценил Борис Карпов. Подпитываясь светлой небесной мечтой о могучей и Православной России, живущей идеалами правды и красоты, подвигами труда и жаждой познания мира, творят свое экранное искусство, несмотря на тяготы и невзгоды производственно-экономического уклада российского кино, “птенцы гнезда” Карпова — А. Васильев, Б. Лизнев, Б. Криницын, Т. Карпова, В. Демин, И. Ульянова, С. Ерофеев, Г. Мякишев, В. Шкурко, В. Маев и другие. Они продолжают служить ОТЕЧЕСТВУ той мерой таланта и усилий, что отпущена каждому Господом Богом.

Не часто творческий коллектив студии слышал добрые слова в свой адрес из уст крупного официального лица отечественного кино. Потому особенно приятно было видеть на сцене зала Дома кино Председателя Союза кинематографистов России Никиту Михалкова. Вручая грамоту — благодарность коллективу студии “за многолетний успешный труд на ниве российской кинематографии”, он, в частности, сказал: “Студия, которая медленно, но верно набирает силу, сегодня уже заявляет о себе так ярко и так публично. И сегодня в этой борьбе, в этом тяжелейшем пространстве, которое называется Россия, мне кажется, происходит очень важный процесс: осмысление того, кто мы такие, откуда родом, и кто наши предки и куда мы идем”.

Киностудия “Отечество” родилась на волне того духовного подъема, который вызвало празднование тысячелетия Крещения Руси. Именно тогда по экранам России с триумфом прошел фильм Б. Карпова “Под благодатным покровом” — взволнованный рассказ о Русской Православной Церкви. И киностудия “Отечество” приняла на себя нелегкую, но благородную и очень необходимую миссию православного просветительства, став своеобразной родоначальницей русского православного документального киноискусства.

С первых фильмов этой тематики для озвучивания авторского текста, что является одним из ответственных компонентов в неигровом кино, студия приглашала народного артиста России Владимира Заманского. Талантливый актер игрового кино стал теперь одним из подвижников и единомышленников студии кино документального. Выступая на вечере, В. Заманский сказал: “Когда рухнуло русское советское кино, в котором думали свою думу Тарковский и Шукшин, эта студия, “Отечество”, вызвала к жизни нашу историю (и древнюю и советскую), великих святых, великих творцов, царственных убиенных мучеников, историю возрождения русской церкви, великую историю русского воинства. Когда нам говорят, что дореволюционная Россия (а это историческая Россия, царская Россия) была тюрьмой народов, спрашиваешь себя: каким образом заключенные этой тюрьмы смогли создать такую империю — от астраханских степей до северных морей, от Камчатки до Балтики? И вот это самое очень хорошо понимали те, кто создал студию “Отечество”. У них было мышление исторически-патриотическое. У Бориса Карпова и его товарищей — тех, с кем он начинал это, тех, кто продолжает дело без него. Светлая память Борису Леонидовичу...”

В течение трех дней отчета перед зрителями Центрального Дома кинематографистов постоянно звучала одна общая для всех документальных киностудий страны тревога и боль: недоступность телеэкранов для большинства высокохудожественных лент. Год от года ситуация не меняется. Но усилиями самих создателей картин документальные киноленты все-таки выходят к зрителям. В городах Подмосковья, Центральной России, Алтая, Сибири, Краснодарского края, а также Украины, Грузии, Прибалтики, Болгарии и Сербии прошли просмотры кинопрограмм студии “Отечество”. В этой миссионерской деятельности мы всегда опираемся на помощь и поддержку Московской Патриархии, священнослужителей на местах.

После одного из таких просмотров из зрительного зала поступила записка: “Сердце болит, но душа укрепляется. Такие фильмы приближают зрителя к Истине, заставляют задуматься, правильно ли мы живем, и что в жизни главное. Завтра пойду в Храм креститься”. Не это ли еще одно доказательство правоты мысли Ф. М. Достоевского: “Мир спасет красота”!

На вечере был представлен московской кинообщественности новый художественный руководитель студии Николай Бурляев — народный артист России. Почему Бурляев? Его мировоззренческое кредо, громадный опыт, его талант в разных жанрах киноремесла (актерском, сценарном, режиссерском), его многолетняя борьба за “кинематограф созидающего духа” укрепили коллектив студии “Отечество” в выборе его кандидатуры. Ибо мы едины по духу, по вере, по творчеству, едины стремлением служить России любовью и правдой.

Россия богата силой духа прошедших поколений, своей историей. И если из ее здания вынимается хотя бы один кирпич, то оно уродуется, становится менее красивым и цельным. А сколько таких кирпичей Русь, Россия растеряли на своем пути. Найти их, дать им свое место — значит приблизиться к цели, прибавить Миру — Красоту. В этом задача нашего кино — киностудии “Отечество”.

Николай Ряполов,

кинорежиссер,

главный редактор

киностудии “Отечество”

 
  • Обсудить в форуме.

    [В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]

     

    "Наш современник" N12, 2001
    Copyright ©"Наш современник" 2001

  • Мы ждем ваших писем с откликами.
    e-mail: mail@nash-sovremennik.ru
  •